
Группа крови на рукаве... вместе со всей медкартой
Российская компания QRepublik придумала браслет для хранения информации о здоровье человека, который может пригодиться в критической ситуации. Продукты компании уже широко продаются в США, однако свою стратегию развития QRepublik планирует построить на доходах от обработки «больших данных», связанных со здоровьем клиентов.
Отец и дед основателя российской компании QRepublik Сергея Вищипанова работают сердечно-сосудистыми хирургами. Они много рассказывали ему о том, как важно бывает в критической ситуации получить исчерпывающую информацию о здоровье пациента, особенно если он оказался без сознания. И тогда Сергей Вищипанов придумал решение быстрого доступа к истории болезни человека или, например, к информации, какие аллергические реакции у него есть. Речь идет о том, чтобы человек носил на руке браслет с QR-кодом, считывая который медицинский работник получает ссылку на облачное хранилище, где можно оперативно посмотреть всю важную информацию: имя, фамилию, адрес проживания, номер страховки, группу крови, историю заболеваний и т. д. Быстрый доступ к такой информации поможет спасти жизни тысяч людей по всему миру.
Медицинская идентификация
Представители компании QRepublik со ссылкой на Росстат говорят о том, что только в России в настоящее время насчитывается 18 млн пожилых людей старше 65 лет, которые в первую очередь являются потенциальными клиентами предлагаемого компанией идентификатора. Он представляет собой простой, сделанный из легкого гипоаллергенного материала браслет. В нем нет электроники, его можно кидать, бросать, мочить, и с ним ничего не случится. На браслет нанесен QR-код, считывая который с помощью обычного смартфона можно получить доступ к медицинским данным нуждающегося в помощи человека.
По словам представителей QRepublik, их решение находится на стыке медицины, социальной защиты и персональных данных. Поэтому его использование должны одобрить власти и медицинское сообщество. Последние должны получить инструкции, как надо себя вести, если они видят на руке у пациента браслет с кодом. Компания QRepublik начинала с российских регионов: ей постепенно удается убедить российские власти в важности нового сервиса. Браслеты компании уже внедряются в Курганской, Калужской, Тюменской области, Ставропольском крае и в некоторых городах Московской области.
Продвигать новый продукт помогает «сарафанное радио». Например, компания в свое время бесплатно предоставила на тестирование партию браслетов для центра социальной защиты в подмосковном Домодедово. Сначала пожилые люди не хотели их брать, но потом одна из бабушек попала в больницу с частичной потерей памяти. Когда она выписалась, то пришла за новым браслетом и еще привела своих знакомых.
Одновременно компания довольно успешно осваивает зарубежные рынки. Браслеты QRepublik продаются в США через Amazon по цене 20-25 долларов за штуку. Также компания развивает свои продажи в странах Европы (прежде всего во Франции). Как сообщил DX.mediaИлья Мурыгин, менеджер по коммуникациям QRepublik, свои обороты компания пока не раскрывает, но на сегодняшний день общее число пользователей достигает 100 тыс. человек. При этом компании удается учитывать все тонкости, связанные с технологиями создания, обработки и хранения медицинской информации.
«Мы первые не только в России, но и в мире, кто подошел фундаментально к такому изделию, как медицинский идентификатор в виде браслета, причем как с правовых, так и технологических и продуктовых позиций, — говорит Илья Мурыгин. — Мы с удовольствием смотрим на конкурентов и перенимаем лучшее из того, что делают они. Но перенимаем лишь верхушку: дизайн, подходы к продвижению. Это мы накладываем на свои бизнес-модели и технологическую платформу, которые кардинально отличаются от конкурентов».
Преимущества «больших данных»
По словам представителей компании QRepublik, мировой рынок технологий медицинской идентификации находится на начальном этапе развития. Только в России в течение ближайших нескольких лет его объем приблизится к отметке 10 млрд руб., и при этом у рынка есть много перспективных ниш. Например, в ближайшее время QRepublik планирует сотрудничать с туроператорами, чтобы они приобретали браслеты и вносили информацию, которая при сканировании QR-кода будет отображаться на языке страны пребывания. Предполагается, что такие браслеты будут вкладываться в туристические конверты, а информацию будут вводить представители туроператора.
Однако свое будущее компания связывает не только с развитием средств медицинской идентификации. «Продавать браслеты по 20 долларов — это хорошо, но куда интереснее работать и в других бизнес-моделях», — отмечает Илья Мурыгин. В будущем QRepublik намерена зарабатывать основные средства не за счет продаж браслетов, а благодаря анализу «больших данных». В перспективе компания рассматривает возможность максимально уменьшить стоимость продукта, возможно, он даже будет доставаться людям бесплатно, а основной доход будет приносить обработка информации пациентов. Такие «большие данные» будут особенно полезны, например, для компаний фармацевтической отрасли, с их помощью можно будет разрабатывать программу снижения хронических заболеваний. Одновременно в QRepublik подчеркивают, что эта информация будет полностью обезличена и любая утечка персональных медицинских данных исключается.
Еще одно важное направление развития компании QRepublik — это так называемая система контекстного распознавания мультиязычной медицинской информации (СКРММИ), которая работает с элементами искусственного интеллекта. «Такая система на 24 языках понимает написанные естественным языком медицинские данные, — объясняет Илья Мурыгин. — Вот простой пример: запись «болею желтухой» система распознает как Hepatitis, а «j’ai un diabete» — как Diabetes. То есть мы приводим вводимые человеком данные к общему знаменателю, переводим на понимаемый компьютером язык, который понимается уже другими функциями и системами».
В QRepublik считают, что разрабатываемая ими система сможет сама «понимать», какой медицинской информации не хватает в той или иной базе данных. Например, если в карте больного что-то написано про диабет, то тут же должна быть информация про его тип. Или же информация об определенной болезни есть, и при ней обязательно должны быть данные о принимаемых медикаментах.
«Область применения такого распознавателя медицинской сути в естественном языке очень широкая: от корректного лингвистического перевода информации до отдельной работы по структурированию больших выборок, — заключает Илья Мурыгин. — Например, собрали вы базы в разных клиниках, и все записи у вас получились не только на разных языках, но и записанные естественным языком. Тогда вам нужно все эти записи структурировать для понимания компьютером. И наша система СКРММИ станет здесь идеальным инструментом для выполнения такой задачи».